Главная страница

О лаборатории
история лаборатории
возможности
наши контакты
Опыт работ
Штокмановское ГКМ
Приразломное НМ
Поларнет
Мыс Каменный
Котельный
Выгрузка на припай
Направления
деятельности

морской лёд
исследования айсбергов
ледовая экзарация дна
подводные
исследования

океанографические
изыскания

метеорологические
наблюдения

моделирование
природных процессов

Приборная база
океанологические
приборы

метеорологические
приборы

водолазное снаряжение
ледоисследовательское
оборудование

геодезические приборы
Заказчики
Партнёры
Сотрудники
Экспедиции
Фотографии
Публикации
статьи и монографии
конференции
отчёты
презентации
Словарь

Фотогалерея

Направления деятельности

Исследования айсбергов


Айсберги являются одним из наиболее опасных элементов природной среды, как для судоходства, так и для функционирования инженерных сооружений и коммуникаций, расположенных в шельфовой зоне арктических и субарктических морей.
Без учета данного феномена, освоение природных ресурсов сопряжено с повышенным риском как с точки зрения безопасности мореплавания и добычи полезных ископаемых на материковом шельфе, так и с точки зрения минимизации ущерба, наносимого природной среде при последствиях возможных столкновений айсбергов с сооружениями в море. Избежать столкновения с айсбергами можно при хорошо организованной службе мониторинга (слежения) различными техническими средствами за их перемещением.

В арктических морях России необходимо рассматривать четыре основных источника образования айсбергов:

· Земля Франца-Иосифа,
· Новая Земля,
· Шпицберген, · Северная Земля.

Есть четыре возможных пути оценки вероятности столкновения айсберга с объектом гидротехнического строительства:

Исследования вероятностных характеристик распределения айсбергов на интересующей акватории по историческим данным.
Для этого можно использовать данные авиационных разведок и судовых наблюдений, выполненные Россией за период с 1888 по 1991 год. Массив наблюдений за дислокацией айсбергов в Баренцевом и Карском морях и частично в Арктическом бассейне, включает свыше 19 тысяч фиксаций и содержит информацию о дате обнаружения, количестве айсбергов и их координатах.

Использовать данные специальных наблюдений за образованием и дрейфом айсбергов.
Процесс образования исследуется во время береговых работ на ледниках. При этом определяется динамика ледника и характерные свойства его льда, что позволяет в последствии идентифицировать место образования обнаруженных в открытом море айсбергов.
Траектории движения айсбергов формируются в результате воздействия многих природных факторов. При этом действующие силы находятся в сложном, нелинейном взаимодействии, как между собой, так и с самим айсбергом, в зависимости от его формы, размеров, массы и т.п. Для анализа траекторий привлекаются данные о дрейфе автоматических буев, установленных на айсберги.
Подобные наблюдения успешно реализовываются лабораторией "Арктик-шельф" в ходе экспедиционных работ.

Выполнить математическое моделирование дрейфа айсбергов.
Если данные наблюдений за дрейфом айсбергов отсутствуют, проводятся расчеты приливного дрейфа айсбергов с использованием трехмерной гидродинамической модели (Polyakov et. al., 1994).
Дрейф имеет сложный характер, представляющий сумму поступательного и кругового движения. На наш взгляд мезомасштабные круговые перемещения айсбергов представляют большую угрозу для сооружений на шельфе, т.к. в данном случае айсберг следует рассматривать не как материальную точку с характерными размерами айсберга, а как объект, имеющий "размеры суточной циркуляции" айсберга. Данное обстоятельство, по-видимому, приводит к увеличению вероятности столкновения айсберга с объектом и требует специального исследования.


Траектория дрейфа айсберга


Построить вероятностную модель оценки столкновения айсбергов с платформами.
В рамках такого подхода можно оценить опасность столкновения айсберга с гидротехническим сооружением с учетом данных натурных наблюдений айсбергов, извилистости траектории айсберга и его циркуляции под действием приливных течений.
Необходимо указать, что данный подход не может полностью описать вероятность столкновения айсберга с платформой, так как движения айсберга в достаточной степени являются детерминированными и описание их с помощью случайных блужданий, не совсем правомерно (хотя есть основания полагать, что суммарное движение большого числа айсбергов в достаточной степени случайно), но данная методика позволяет оценить искомую вероятность.

Вероятность столкновения айсберга с платформой можно снизить, если предусмотреть возможности активного воздействия на дрейф.
В 2004 и 2005 годах, в ходе зимних экспедиций "Штокман-2004" и "Штокман-2005", организованных лабораторией "Арктик-шельф", была успешно опробирована технология буксировки айсбергов. Это позволяет значительно повысить безопасность строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений на шельфе арктических морей.


Буксировка айсберга - НЭС "Михаил Сомов" - 25.04.2004



Дата публикации: 2006-09-20 (9279 Прочтено)



[ Назад | Начало ]
Pages ©
Новости
· : Ушел из жизни Геннадий Константинович Зубакин
26 мая 2015 года после тяжелой болезни ушел из жизни Геннадий Константинович Зубакин, учитель, коллега, друг, любимый муж и отец.
· : Завершение зимних работ на ЗФИ - 2015
В Санкт-Петербург вернулась группа сотрудников лаборатории, закончив 4-х месячные работы по обеспечению гидрометеорологической безопасности при выгрузке на припайный лед арх. Земля Франца-Иосифа.
· : Работа лаборатории
В настоящее время сотрудники лаборатории заканчивают написание отчетных материалов по результатам проведенных экспедиций и начинают подготовку к следующим работам, которые намечены на начало следующего года.
· : Окончание летнего этапа работ
Завершены летние полевые работы в Обской и Тазовской губе, в районах нефтегазовых месторождений. В ходе экспедиции были проведены метеорологические, гидрологические и литодинамические изыскания.
· : Тазовская губа
В рамках экспедиции в Тазовской губе продолжаются наблюдения за ледяным покровом. Этап работ связанный с наблюдениями за метеорологическими, гидрологическими и ледовыми характеристиками завершен.
Rambler\'s Top100
Rambler\'s Top100 Все права защищены © 2006-2007 Рейтинг@Mail.ru